Карта территориальных органов Ространснадзора

Главная / Новости / Предупреждение гибели людей при пассажирских…

Предупреждение гибели людей при пассажирских автоперевозках в Российской Федерации – конечная цель лицензионного контроля Госавтодорнадзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

1. Состояние аварийности на лицензируемом пассажирском автотранспорте.

За последние 2 года (2007 и 2008) гибель людей по вине водителей лицензируемого автотранспорта сократилась в 2 раза, с 237 чел. в 2006г.  до 124 чел. в 2008г.

Такая же тенденция сохраняется и в 2009 году.  По данным Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, по вине  лицензируемого  пассажирского автотранспорте  в 1 полугодии  2009 г., гибель людей из-за нарушения ПДД водителями лицензируемых автобусов сократилась на четверть,  В ДТП погибло 45 человек ( 60 чел. погибло в 1 полугодие 2008 г.) , снижение на – 25,0 %.

Тяжесть последствий ДТП на лицензируемом автотранспорте в Российской Федерации стабильно остается самой низкой    в сравнением с другими видами автотранспорта и составляет 2,8 (в РФ – 8,8),  а так же  число  погибших, количество ДТП и число раненых стабильно держится  пределах, соответственно 0,5%, 1% и 1,5 % от общей аварийности в Российской Федерации.

 Анализ аварийности за 1 полугодие  2009 года показал:

— в 4 субъектах Российской Федерации не допущено ДТП;

— в 57 (70%)  субъектах не допущено гибели людей при ДТП;

— в 33  субъектах не допущено роста количества ДТП, числа погибших и раненых;

— в 18 субъектах аварийность по всем показателям снизилась.

        2. Состояние аварийности с участием   лицензируемого пассажирском автотранспорта

В  2008 году с участием лицензируемого автотранспорта произошло 6210 ДТП, в которых погибло 730 и ранено 9985 человек.

По вине водителей-лицензиатов погибло только 124 человека. Виновными в  гибели 606 человек,  судами субъектов Российской Федерации, признаны  другие участники дорожного движения. Основными виновниками в гибели людей определены водители грузового и легкового транспорта.

Гибель каждых 5 человек, погибших  при ДТП на  пассажирских перевозках, совершается не по вине водителей-лицензиатов.

Такая же тенденция сохраняется и в 2009 году. Виновником крупного ДТП в Ростовской области, 24 июля с.года, с участием лицензируемого автобуса, признан водитель грузового автомобиля.

В этой страшной аварии погиб 21 человек.

 3. Меры принимаемые Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

Основной причиной дорожно-транспортных происшествий при перевозках пассажиров автобусами является нарушения водителями Правил дорожного движения, что является не выполнением транспортного законодательства. В соответствии с законодательством Российской Федерации Госавтодорнадзор  осуществляет функции по контролю и надзору в сфере автомобильного транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения). В связи    с этим, по вопросам обеспечения безопасности перевозок пассажиров автотранспортом приоритетным направлением Госавтодорнадзора является усиление применяемых мер ответственности к нарушителям транспортного законодательства. а также взаимодействие с ДОБДД МВД России (территориальные управления госавтодорнадзора — с территориальными структурами ГИБДД МВД России), в части проведения совместных мероприятий.

Главная цель контроля и надзора на автотранспорте – сохранение жизни и здоровья людей при перевозках за счет пресечения нарушений транспортного законодательства и, тем самым, снижения количества транспортных аварий и тяжести их последствий.

Под контролем Госавтодорнадзора находится 570 тысяч хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте, из них 78 тысяч – лицензиатов (360 тысяч автобусов).

В 2008 году Госавтодорнадзором по всем видам деятельности проведено 131,5 тысяч инспекционных проверок. 

В результате контрольно-надзорной деятельности выявлено 266,8 тысяч нарушений транспортного законодательства в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

По представлениям Госавтодорнадзора, за грубые нарушения лицензионных требований и условий, представляющих угрозу жизни и здоровью людей, решением судов 37 лицензиатам-перевозчиков пассажиров прекращена деятельность – лицензии аннулированы, деятельность 111 перевозчиков приостанавливалась, 24 руководителя автопредприятия дисквалифицированы.

По представлениям Госавтодорнадзора,    «за оказание услуг по перевозке пассажиров, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья граждан», ряд перевозчиков  привлечен к уголовной ответственности ( по ст.238 УК Российской Федерации).

В 2008 году на международных автомобильных пунктах пропуска проконтролировано 5 миллионов 272 тысячи автотранспортных средств.

За нарушения международного и российского транспортного законодательства Госавтодорнадзором аннулировано 104 удостоверения допуска к международным автомобильным перевозкам и действие 

299 удостоверений приостанавливалось, запрещен проезд через границу 31,4 тыс. транспортных средств.

Управлениями госавтодорнадзора к административной ответственности привлечено 28,2 тысяч нарушителей транспортного законодательства (юридических и должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан). сумма штрафов, наложенных Госавтодорнадзором   и по его представлениям судами в 2008 году составила 211,5 миллионов рублей ( в 2007 году 170 млн. руб).

Госавтодорнадзором, по информации полученной в 2009 году из ГИБДД МВД России, проведены внеплановые проверки деятельности перевозчиков — лицензиатов, по вине водителей которых совершены дорожно-транспортные происшествия.       

По выявленным нарушениям, в соответствии с действующим законодательством, были приняты следующие меры: привлечено к административной ответственности 114 юридических лиц, 266 индивидуальных предпринимателей и 110 должностных лиц, приостановлено действие 8 лицензий и 1 лицензия аннулирована.

Кроме того, на рассмотрении в судах находятся материалы на приостановление 10 и аннулировании 2 лицензий, на привлечение к административной ответственности 48 юридических лиц, 36 индивидуальных предпринимателей и 73 должностных лиц.

Сумма наложенных штрафов составила около 5 миллионов рублей.

Исходя из складывающегося положения дел с безопасностью на автотранспорте необходимо констатировать, что, принимаемые к хозяйствующим субъектам меры, зачастую, не соответствуют тяжести последствий.

Решения судебных органов не соответствуют предъявляемым требованиям и меры административного воздействия, принимаемые      к нарушителям транспортного законодательства, бывают минимальными, в том числе и в части штрафных санкций.

К сожалению, такая действенная мера как приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии зачастую не поддерживается судебными органами, которые ограничиваются наложением штрафа.

В 2008 году по результатам контрольных мероприятий проведенных по фактам 104 ДТП с гибелью людей, происшедших по вине лицензиатов, в результате которых погибло 124 человека, в суды было направлено 32 материалов на приостановление деятельности хозяйствующих субъектов.

Однако, решениями судебных органов приостановлено действие только 10 лицензий ( удовлетворено одно из трех заявлений) . Остальные виновники ДТП подверглись штрафным санкциям на сумму от 3 до 5 тысяч

рублей (индивидуальные предприниматели) и от 30 до 50 тысяч рублей (юридические лица). Что говорит о не адекватности ответственности и тяжести последствий ДТП.

Аналогичная картина по этому вопросу и сохраняется в 2009 году.

В 1 полугодии 2009 года году по результатам контрольных мероприятий проведенных по фактам 33 ДТП с гибелью людей, происшедших по вине лицензиатов, в результате которых погибло 45 человека, в суды было направлено 25 материалов на приостановление деятельности хозяйствующих субъектов. Решениями судебных органов приостановлено действие только 8 лицензий. Так же положительное решение только 1 из трех заявлений.

4. Нарушения транспортного законодательства, способствующие возникновению ДТП на лицензируемом пассажирском автотранспорте.

В 2008 году по результатам контрольных мероприятий проведенных по фактам 2110 ДТП , происшедших по вине лицензиатов, установлено, что кроме нарушения ПДД, как основной причины ДТП, были допущены и другие    нарушения транспортного законодательства, и в том числе:

    Нарушения режима труда и отдыха водителей   –  при  870 ДТП              – в каждом третьем;

    Нарушения, связанные с проведением пред рейсового медосмотра водителей – при 457 ДТП – в каждом пятом ;

    Нарушения связанные с  проведением технических осмотров автобусов перед выездом – при 347 ДТП – в каждом шестом.

Такое же положение дел сохраняется и в 2009 году. Об свидетельствует статистика нарушений, выявленных совместно с ГИББД, при проверках автоперевозчиков пассажиров и на маршрутах движения автобусов, при проведении операции «Автобус» ( с 27 апреля по 10 мая 2009г.)

У  хозяйствующих субъектов выявлено 8713 нарушений транспортного законодательства, в том числе:

    Не проведение технических осмотров автобусов перед выездом — 689 (8 %);

    Нарушения режима труда и отдыха водителей   – 613 (7 %);

    Не проведение пред рейсового медосмотра водителей – 445 (5 %);

   Отсутствие актов обследования маршрутов движения автобусов — 351 (4 %);

   Допуск водителей к управлению транспортными средствами с нарушением норм стажировки и рабочего стажа – 297 ( 3%).

Практически каждое десятое нарушение – это нарушения проведения предрейсового осмотра ТС и , режима труда и отдыха водителей.

5. В целях повышения эффективности контроля за обеспечением безопасной перевозки пассажиров автотранспортом, предупреждения гибели и травматизма людей на дорогах, принятия предупредительных мер по недопущению правонарушений и организации работы по реализации положений Федерального закона от 26.12.2008г.          № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которым внесены существенные изменения в деятельность контрольных надзорных органов,  Госавтодорнадзором подготовлены и направлены в Министерство транспорта Российской Федерации предложения.

Госавтодорнадзор Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предлагает :

1. Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях следующие изменения.

Действие статьи 11.23. «Нарушение водителем транспортного средства, осуществляющим международную автомобильную перевозку, режима труда и отдыха» распространить на междугородные автомобильные перевозки.

 Ответственность по данной статье дополнительно возложить на должностное лицо, юридическое лицо, индивидуального предпринимателя.

Увеличить сумму административного штрафа.

2.Внести в Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 г. № 637, следующие изменения:

Пункт 5 Положения о грубых нарушениях лицензиатом лицензионных требований и условий дополнить подпунктами следующего содержания:

в) допуск к управлению транспортным средством водителя не прошедшего предрейсовый медицинский осмотр;

г) нарушение водителем режима труда и отдыха;

д) неоднократное (два и более) раза нарушение лицензионных требований и условий.

4. Также обращаем   внимание, что не отработаны механизмы контроля и ответственности за выполнением требований:

4.1. «Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 г. № 112.

4.2. Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». в части:

4.3. Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

Дата последнего изменения 11.08.2009 0:00